Тревожность детей и подростков

Введение В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная деприкация, то есть лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью 1 — 3 классы в — 93 гг. В отечественном психолого — педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях.

Тревожность. Анализ и состояние проблемы

Обращение к проблеме взаимосвязи тревожности и особенностей нервной системы обусловлено той ролью, которую тревожность играет в процессе обучения и развития личности подростка. Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде перед психологами. Тем не менее многие авторы указывают на то, что данная проблема актуальна в настоящее время. Этой проблеме посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии.

Однако среди исследователей проблемы тревожности продолжаются споры о ее сути как устойчивого образования личности, о ее причинах и формах, о соотношении тревожности и страха.

реляция с субшкалой Социальные реакции защиты, отражающая тревожность в Общий показатель дистресса в Дистресс-термометре коррелирует с р = 0,), Страх (r = 0,, р = 0,), Усталость (r = 0,, р = 0,).

фобии и страхи Просмотров: Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности, все это основывается на внутренних причинах. В последствие, изучением состояния тревоги занимались многие известные психологи и психотерапевты, написано большое количество работ. Для начала следует сказать о различие понятий тревоги как состояния и тревожности как черты личности.

Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин"тревога" используется психологами в разных значениях. Чаще всего термин"тревога" используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы.

Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики. Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события.

Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации. Термин"личная тревожность" используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, в склонности индивида испытывать состояние тревоги.

Проблема тревожности является одной из самых сложных проблем современной психологии. В понимании этого явления, его происхождения и функций существуют различные точки зрения. Данные относительно возрастной динамики тревожности школьников противоречивы Кон И.

В социологии исследователи изучают динамику страхов, в корреляции с другими В социальной философии страх рассматривается через призму событий; страх как вид социального безумия и социальной тревожности.

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины. В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Для достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет уточнение некоторых теоретических и методологических положений.

Как показано многими исследователями, прежде всего важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.

Поэтому Спилбергер подчеркивает, что достичь согласия в определении данного понятия достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто используют совершенно различные термины в своих работах. Основной причиной многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий.

Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: Приведенный ниже обзор работ осуществлен в соответствии сданной теоретической позицией.

Коррекция тревожности

В другом исследовании . В исследовании . Либовицем, включала в себя 2 типа ситуаций: Были выделены следующие факторы:

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности, Б – Вычисление ранговой корреляции индекса тревожности и.

Введение В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная деприкация, то есть лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности.

О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью 1 — 3 классы в — 93 гг. В отечественном психолого — педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях.

Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы слабостью, инертностью. Ряд ученых рассматривают тревожность как социально — обусловленное свойство личности.

Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрастах (диагностика. Профилактика. Коррекция)

Таким образом, виды мотивации в первой группе связаны с профессиональной и учебной деятельностью, во второй группе — с онлайн-играми, а в третьей — с интернет-общением. Конечно, по сравнению с исходной классификацией, ее обобщение будет более грубым, однако она достаточно хорошо отражает основные виды деятельности в интернете: Наиболее яркими представителями каждой из групп будут работники профессий, связанных с компьютерами и компьютерными сетями т. -профессии , игроки в онлайн-игры и пользователи социальных сетей.

Хотя одни теоретики не дифференциируют состояния страха и тревоги, другие например Энтони и Бэрлоу [12] приводят доводы о том, что эти два состояния различны. Тревога — это эмоциональное состояние, ориентированное на будущее и характеризующееся ярким негативным аффектом, чувством, что предстоящие события непредсказуемы и неподконтрольны человеку, трудностями в сосредоточении и тенденции к переживаниям.

В отечественных исследованиях показано, что социальные страхи и тревога , .. достоверные корреляции с общим баллом социальной тревожности и.

Однако эта связь не является однонаправленной, поскольку, с одной стороны, пользователи, имеющие больше социальных связей вследствие меньшей социальной тревожности, будут чаще использовать социальные сети и звонки через интернет например, чтобы общаться с бывшими одноклассниками ; с другой стороны, как было установлено, подобное общение само по себе положительно влияет на пользователя, повышая его социальную самооценку, и, таким образом, снижая его социальную тревожность.

В то же время идентифицированы сервисы, которые связаны с более высоким уровнем социальной тревожности, это, в первую очередь, покупки, совершаемые через Интернет и, в меньшей степени - блуждание по различным страницам. Отсутствие различий в уровнях социальной тревожности между группой онлайн-игроков и пользователей социальных сетей обусловлено тем, что одновременно частота и важность игры в онлайн-игры не связана с более высокими уровнями социальной тревожности, и отсутствуют различия в частоте использования и важности социальных сетей для респондентов всех трех групп.

Связь социальной тревожности и одиночества Одиночество является одним из последствий высокой социальной тревожности, поэтому показатели по шкале одиночества служат косвенным подтверждением состоятельности показателей шкал социальной тревожности. Поэтому мы ожидаем, что корреляция между показателями всех шкал опросника и шкалой одиночества будет значимой, хотя и не слишком высокой поскольку существуют другие причины одиночества, помимо социофобии.

Различия в среднем уровне одиночества в группе респондентов без с социофобии и в группе респондентов с каким-либо уровнем социофобии представлены на рис. Исходя из выдвинутой нами первоначально гипотезы, уровень одиночества должен быть выше в группе игроков в онлайн-игры и ниже в группе пользователей социальных сетей.

Реферат: страхи и тревожность

Состояние тревожности порождает устойчивую борьбу индивида с самим собой, что воздействует на весь организм в целом либо на отдельные его системы. Так, например, следствием панических приступов или учащенного дыхания может стать головокружение либо слабость. В подобном состоянии индивид утрачивает контроль над ситуацией.

Их тревожность, очевидно, не была связана с их успехом или неудачами в коррелирует с такими стратегиями поведения, как поиск социальной.

Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.

Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Подростковые страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности подростка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.

Для того, чтобы воздействовать на подростка, помочь избавиться ему от страхов, воспитателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся подростки и почему. Павлов считал [14, с. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями нервной высшей деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности Гораздо более распространены внушённые детские страхи или подростковые.

Их источник - взрослые, окружающие ребёнка родители, бабушки, воспитатели детских учреждений , которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.

Взаимосвязь школьной тревожности и свойств темперамента

В настоящее время существуют различные точки зрения на проблему того, образуется ли тревога в результате научения, не только по вопросу определения т. В среде психологов, придерживающихся теории научения, которые видят, что каждый страх или проявление тревоги тесно связаны с присущим индивиду опытом, существует тенденция просто утверждать, что тревоге научаются Ильин Е. С другой стороны, нейрофизиологи, концентрирующие свое внимание на свойствах организма, больше склоняются к тому, что тревоге не научаются Лапин И.

Между двумя этими подходами можно найти точки согласования. Можно предположить, что способности тревожиться не научаются, но выраженность тревоги и форма, которую она примет, есть следствие научения.

Тревожность, страхи и фобии у детей и подростков 22 . беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная.

Уровень личностной тревожности может оказывать влияние на выбор стратегий Работа, достижения, Позитивный фокус, но не в абсолютном большинстве случаев. В данном исследовании установлено, что старшеклассники с повышенным уровнем тревожности в большей степени, чем их сверстники в стрессовых ситуациях используют непродуктивными стратегиями совладания и ориентированы на социальную поддержку. Лица с умеренной тревожностью направляют свои усилия непосредственно на решение проблемы.

Для исследования нейротизма и тревожности в связи с совладанием нами проделано всего 5 эмпирических исследований общее количество испытуемых человек. Выше мы привели пример лишь одного из них. Обобщая полученные результаты, следует сказать об основных тенденциях участия вышеназванных черт в копинг-усилиях. Участие тревожности сложнее и опосредуется также спецификой выборки исследования которая, в свою очередь, определяется спецификой проживаемой трудной ситуации.

В исследованиях участвовали старшеклассники, студенты-первокурсники университета, переживающие развод люди, беременные женщины, в том числе, с угрозой выкидыша. Этим же обусловлено и разное место в структуре детерминант совладания личностной и реактивной тревожности у подростков и взрослых.

Тревожность и совладающее поведение

В настоящее время проблема изучения тревожности одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Изучение психических состояний человека, их регуляция и особенности всегда будут актуальными как для клинических психологов, так и для других специалистов, занимающихся изучением личностных особенностей. Многие испытывают ее ежедневно в связи с напряженной или опасной работой, постоянными переменами в жизни.

упражнений на внушенные страхи и тревожность у детей дошкольного возраста. социально-психологические представления о суггестии и .. корреляции Пирсона. Коэффициент корреляционной взаимосвязи.

Статьи Социальная тревожность — крайне неприятное и изматывающее состояние, в жизни страдающего от нее человека доминируют беспокойство и страх. Если другой человек запугивает и унижает вас, это крайне неприятно, но когда ваши собственные мысли ограничивают ваши действия и заставляют вас беспокоиться, с этим нужно что-то делать. Вскоре я даже перестал ходить в бар и играть в футбол со своими друзьями, а когда я начал работать, ситуация стала совершенно невыносимой".

Согласно проведенным исследованиям, социальная тревожность занимает третье место в списке наиболее распространенных психиатрических расстройств после алкоголизма и депрессии. Около семи процентов населения страны в тот или иной период своей жизни страдают от социальной тревожности. Симптомы социальной тревожности разнообразны и могут существенно ограничить деятельность человека в самых разных сферах жизни, и это: Неспособность говорить по телефону Страх при каждой встрече с новыми людьми Беспокойство о том, что за вами наблюдают и вас осуждают как посторонние люди, так и ваши друзья Неспособность ясно мыслить Уверенность в том, что все на вас смотрят Желание избежать определенных ситуаций Чрезмерно детальный анализ ситуаций из прошлого и ситуаций, возможных в будущем.

Что он сказал… что она сказала… мне не стоило этого говорить… Боязнь совершить поступок, который вызовет ощущение неловкости Беспокойство при необходимости приема пищи на публике Боязнь публичных выступлений любого вида Социальная тревожность начинается с мелочей Социальная тревожность очень быстро распространяется на все сферы вашей жизни подобно тому, как пожар в прерии уничтожает все прекрасное на своем пути.

Как побороть страхи ✦ Дарья Трутнева ✦ что такое страх ✦ зачем подсознанию использовать страх?

Жизнь вне страха не только возможна, а полностью доступна! Узнай как избавиться от страхов, нажми здесь!